Создание Научного центра превосходства в области математики, механики и робототехники
Цель стратегического проекта
Обеспечение территориального лидерства в системе математического образования и науки, отраслевого научно-технологического лидерства в области робототехники.
Задачи стратегического проекта
- выполнение фундаментальных научных исследований мирового уровня в области математики, механики, робототехники, ресурсо-эффективных высокопроизводительных параллельных вычислений;
- развитие математического образования в Удмуртии, консолидация математических школ республики для создания интеллектуальной информационной среды, обеспечивающей развитие научной и образовательной деятельности в регионе;
- создание системы непрерывного образования и подготовка высококвалифицированных конкурентоспособных педагогических и инженерных кадров в области робототехники.
Ожидаемые результаты стратегических проектов
В рамках специальной части: не менее 100 статей WOS / Scopus, из них не менее 30 в Q1/Q2; привлечение дополнительного финансирования на НИОКР до 10 млн. руб. в год; вхождение журналов «Russian Journal of Nonlinear Dynamics», «Вестник Удмуртского университета. Математика. Механика. Компьютерные науки» к 2025 году в Q2(Scopus), к 2030 году в Q2(Web of Science); не менее 8 свидетельств о регистрации программ для ЭВМ и патентов на полезную модель; увеличение доли ППС до 39 лет в УдГУ на 1,5%; в рамках базовой части: разработка ОП магистратуры «Большие данные и искусственный интеллект» по направлению подготовки 02.04.02 - «Фундаментальная информатика и информационные технологии» с выпуском не менее 15 специалистов в год; охват программами ДО по математике не менее 1000 школьников, 100 учителей школ ежегодно.
Описание стратегического проекта
В рамках проекта «Создание Научного центра превосходства в области математики, механики и робототехники» совместно с членами консорциума (раздел 4) планируется выполнение трех подпроектов.
Создание Центра как «региональной точки роста» – обеспечение стабильного развития науки и образования в области математики и смежных с ней областей в Удмуртии: формирование «ядра» исследователей из высококвалифицированных научных кадров с высоким рейтингом цитируемости, работающих в Центре на условиях полной занятости, выполняющих НИОКР без привлечения дополнительных средств в рамках других грантов и программ, создание механизмов стимулирования заявительной активности для участия в грантах и программах в области математики и смежных наук (специальная часть, 2022); проведение научных исследований в областях, по которым в Центре сформирован существенный задел: развитие современной теории динамических систем, механики и теории управления; выполнение ресурсо-эффективных высокопроизводительных параллельных вычислений. Подготовка публикаций и научных отчетов (специальная часть, ежегодно, 2022-2030); вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность, обеспечение их профессионального роста и выстраивание системы образования через исследования; подготовка кадров высшей квалификации – кандидатов и докторов наук (базовая часть, защита не менее 4 докторских и кандидатских диссертаций, 2024, 2026,2028,2030); интеграция в мировое научное сообщество – интеграция в мировую науку путем участия и проведения российских и международных научных мероприятий совместно с членами создаваемого консорциума, а также развития редакций научных журналов, издаваемых в УдГУ. Базовая часть: проведение не менее одной международной конференции в год (2022-2030); ежегодное проведение научных школ не менее чем с 50 молодыми участниками (2022-2030); приглашение не менее двух ведущих зарубежных и российских ученых математиков в год для чтения спецкурсов и проведения семинаров. Математическая робототехника – развитие робототехники как наукоемкой отрасли, начиная с развития робототехнического образования всех уровней и заканчивая проведением НИОКР по созданию инновационных продуктов и технологий в области робототехники и их внедрением на производствах УР: разработка универсальных высокоманевренных мобильных транспортных платформ, востребованных при развитии производства в рамках концепции Индустрии 4.0; разработка современных учебно-методических программно-аппаратных комплексов для преподавания робототехники на всех уровнях образования. Специальная часть: не менее одного РИД в год (2022-2030); прототип мобильной системы готового к внедрению (2023); прототип программно-аппаратных комплексов (2025).) Развитие математического образования: повышение уровня подготовки научных, педагогических и инженерных кадров для нужд УР; реализация ОП в сетевой форме совместно с ведущими вузами страны; привлечение к образовательному процессу ведущих российских и мировых ученых в области математики; создание и модернизация как отдельных курсов, так и ОП в области математики и механики; реализация программ ДО в области математики, робототехники и IT-технологий. Базовая часть: разработка не менее двух образовательных курсов в год (2022-2026); открытие ОП магистратуры (2022). Специальная часть: открытие ОП аспирантуры (2024); открытие ОП в сетевой форме (2025); развитие школьного математического образования – популяризация и пропаганда математического образования и математики как науки; организация школьного олимпиадного движения, конкурсов и соревнований по математике, робототехнике, IT-технологиям регионального, российского и международного уровней; организация профориентационной работы и специализированной подготовки школьников; разработка программ дополнительного общего и среднего образования в области математики, робототехники и IT-технологий (базовая часть, не менее 1 ОП в год, 2023-2026); повышение квалификации учителей математики (базовая часть, разработка 2 ОП, 2023, 2025).Финансирование проекта из всех источников планируется в размере до 35 млн. руб. в год, в т.ч. за счет базовой части гранта – 5 млн. руб. в год.
Влияние проекта на показатели, необходимые для достижения показателей эффективности реализации программы развития (Базовая часть) | |
Р1(б). Объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в расчете на одного научно-педагогического работника | обеспечивает достижение значения |
Р2(б). Доля работников в возрасте до 39 лет в общей численности профессорско-преподавательского состава | определяет значение |
Р3(б). Доля обучающихся по образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры по очной форме обучения получивших на бесплатной основе дополнительную квалификацию, в общей численности обучающихся по образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры по очной форме обучения | обеспечивает достижение значения |
Р4(б). Доходы университета из средств от приносящей доход деятельности в расчете на одного НПР | обеспечивает достижение значения |
Р5(б). Количество обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) образовательным программам высшего образования, получение профессиональных компетенций по которым связано с формированием цифровых навыков использования и освоения новых цифровых технологий, в том числе по образовательным программам, разработанным с учетом рекомендуемых опорным образовательным центром по направлениям цифровой экономики к тиражированию актуализированным основным образовательным программам с цифровой составляющей (очная форма) | обеспечивает достижение значения |
Р6(б). Объем затрат на научные исследования и разработки из собственных средств университета в расчете на одного НПР | не оказывает влияния |
Влияние проекта на показатели, необходимые для достижения показателей эффективности реализации программ развития университетов, получающих специальную часть гранта по направлению «Территориальное и (или) отраслевое лидерство» | |
Р1(с2). Количество индексируемых в базе данных Web of Science Core Collection публикаций за последние три полных года, в расчете на одного научно-педагогического работника | определяет значение |
Р2(с2). Количество индексируемых в базе данных Scopus публикаций типов «Article», «Review» за последние три полных года, в расчете на одного НПР | определяет значение |
Р3(с2). Объем доходов от реализации дополнительных профессиональных программ и основных программ профессионального обучения в расчете на одного НПР | обеспечивает достижение значения |
Р4(с2). Объем средств, поступивших от выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и оказания научно-технических услуг по договорам с организациями реального сектора экономики и за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов, в расчете на одного НПР. | обеспечивает достижение значения |
Р5(с2). Доля обучающихся по образовательным программам высшего образования по договорам о целевом обучении в общей численности обучающихся по образовательным программам высшего образования | обеспечивает достижение значения |
Р6(с2). Доля обучающихся по образовательным программам высшего образования, прибывших из других субъектов Российской Федерации | обеспечивает достижение значения |
Р7(с2). Доля иностранных граждан и лиц без гражданства, обучающихся по образовательным программам высшего образования в общей численности обучающихся по образовательным программам высшего образования | обеспечивает достижение значения |
Р8(с2). Объем доходов от результатов интеллектуальной деятельности, права на использование которых были переданы по лицензионному договору (соглашению), договору об отчуждении исключительного права, в расчете на одного НПР | обеспечивает достижение значения |