СлабовидящимСлабовидящим

Создание Научного центра превосходства в области математики, механики и робототехники

Цель стратегического проекта

Обеспечение территориального лидерства в системе математического образования и науки, отраслевого научно-технологического лидерства в области робототехники.

Задачи стратегического проекта

  • выполнение фундаментальных научных исследований мирового уровня в области математики, механики, робототехники, ресурсо-эффективных высокопроизводительных параллельных вычислений;
  • развитие математического образования в Удмуртии, консолидация математических школ республики для создания интеллектуальной информационной среды, обеспечивающей развитие научной и образовательной деятельности в регионе;
  • создание системы непрерывного образования и подготовка высококвалифицированных конкурентоспособных педагогических и инженерных кадров в области робототехники.

Ожидаемые результаты стратегических проектов

В рамках специальной части: не менее 100 статей WOS / Scopus, из них не менее 30 в Q1/Q2; привлечение дополнительного финансирования на НИОКР до 10 млн. руб. в год; вхождение журналов «Russian Journal of Nonlinear Dynamics», «Вестник Удмуртского университета. Математика. Механика. Компьютерные науки» к 2025 году в Q2(Scopus), к 2030 году в Q2(Web of Science); не менее 8 свидетельств о регистрации программ для ЭВМ и патентов на полезную модель; увеличение доли ППС до 39 лет в УдГУ на 1,5%; в рамках базовой части: разработка ОП магистратуры «Большие данные и искусственный интеллект» по направлению подготовки 02.04.02 - «Фундаментальная информатика и информационные технологии» с выпуском не менее 15 специалистов в год; охват программами ДО по математике не менее 1000 школьников, 100 учителей школ ежегодно.

Описание стратегического проекта

В рамках проекта «Создание Научного центра превосходства в области математики, механики и робототехники» совместно с членами консорциума (раздел 4) планируется выполнение трех подпроектов.

Создание Центра как «региональной точки роста» – обеспечение стабильного развития науки и образования в области математики и смежных с ней областей в Удмуртии: формирование «ядра» исследователей из высококвалифицированных научных кадров с высоким рейтингом цитируемости, работающих в Центре на условиях полной занятости, выполняющих НИОКР без привлечения дополнительных средств в рамках других грантов и программ, создание механизмов стимулирования заявительной активности для участия в грантах и программах в области математики и смежных наук (специальная часть, 2022); проведение научных исследований в областях, по которым в Центре сформирован существенный задел: развитие современной теории динамических систем, механики и теории управления; выполнение ресурсо-эффективных высокопроизводительных параллельных вычислений. Подготовка публикаций и научных отчетов (специальная часть, ежегодно, 2022-2030); вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность, обеспечение их профессионального роста и выстраивание системы образования через исследования; подготовка кадров высшей квалификации – кандидатов и докторов наук (базовая часть, защита не менее 4 докторских и кандидатских диссертаций, 2024, 2026,2028,2030); интеграция в мировое научное сообщество – интеграция в мировую науку путем участия и проведения российских и международных научных мероприятий совместно с членами создаваемого консорциума, а также развития редакций научных журналов, издаваемых в УдГУ. Базовая часть: проведение не менее одной международной конференции в год (2022-2030); ежегодное проведение научных школ не менее чем с 50 молодыми участниками (2022-2030); приглашение не менее двух ведущих зарубежных и российских ученых математиков в год для чтения спецкурсов и проведения семинаров. Математическая робототехника – развитие робототехники как наукоемкой отрасли, начиная с развития робототехнического образования всех уровней и заканчивая проведением НИОКР по созданию инновационных продуктов и технологий в области робототехники и их внедрением на производствах УР: разработка универсальных высокоманевренных мобильных транспортных платформ, востребованных при развитии производства в рамках концепции Индустрии 4.0; разработка современных учебно-методических программно-аппаратных комплексов для преподавания робототехники на всех уровнях образования. Специальная часть: не менее одного РИД в год (2022-2030); прототип мобильной системы готового к внедрению (2023); прототип программно-аппаратных комплексов (2025).) Развитие математического образования: повышение уровня подготовки научных, педагогических и инженерных кадров для нужд УР; реализация ОП в сетевой форме совместно с ведущими вузами страны; привлечение к образовательному процессу ведущих российских и мировых ученых в области математики; создание и модернизация как отдельных курсов, так и ОП в области математики и механики; реализация программ ДО в области математики, робототехники и IT-технологий. Базовая часть: разработка не менее двух образовательных курсов в год (2022-2026); открытие ОП магистратуры (2022). Специальная часть: открытие ОП аспирантуры (2024); открытие ОП в сетевой форме (2025); развитие школьного математического образования – популяризация и пропаганда математического образования и математики как науки; организация школьного олимпиадного движения, конкурсов и соревнований по математике, робототехнике, IT-технологиям регионального, российского и международного уровней; организация профориентационной работы и специализированной подготовки школьников; разработка программ дополнительного общего и среднего образования в области математики, робототехники и IT-технологий (базовая часть, не менее 1 ОП в год, 2023-2026); повышение квалификации учителей математики (базовая часть, разработка 2 ОП, 2023, 2025).Финансирование проекта из всех источников планируется в размере до 35 млн. руб. в год, в т.ч. за счет базовой части гранта – 5 млн. руб. в год.

Создание Научного центра превосходства в области математики, механики и робототехники

Влияние проекта на показатели, необходимые для достижения показателей эффективности реализации программы развития (Базовая часть)

Р1(б). Объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в расчете на одного научно-педагогического работникаобеспечивает достижение значения
Р2(б). Доля работников в возрасте до 39 лет в общей численности профессорско-преподавательского составаопределяет значение
Р3(б). Доля обучающихся по образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры по очной форме обучения получивших на бесплатной основе дополнительную квалификацию, в общей численности обучающихся по образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры по очной форме обученияобеспечивает достижение значения
Р4(б). Доходы университета из средств от приносящей доход деятельности в расчете на одного НПРобеспечивает достижение значения
Р5(б). Количество обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) образовательным программам высшего образования, получение профессиональных компетенций по которым связано с формированием цифровых навыков использования и освоения новых цифровых технологий, в том числе по образовательным программам, разработанным с учетом рекомендуемых опорным образовательным центром по направлениям цифровой экономики к тиражированию актуализированным основным образовательным программам с цифровой составляющей (очная форма)обеспечивает достижение значения
Р6(б). Объем затрат на научные исследования и разработки из собственных средств университета в расчете на одного НПРне оказывает влияния

Влияние проекта на показатели, необходимые для достижения показателей эффективности реализации программ развития университетов, получающих специальную часть гранта по направлению «Территориальное и (или) отраслевое лидерство»

Р1(с2). Количество индексируемых в базе данных Web of Science Core Collection публикаций за последние три полных года, в расчете на одного научно-педагогического работникаопределяет значение
Р2(с2). Количество индексируемых в базе данных Scopus публикаций типов «Article», «Review» за последние три полных года, в расчете на одного НПРопределяет значение
Р3(с2). Объем доходов от реализации дополнительных профессиональных программ и основных программ профессионального обучения в расчете на одного НПРобеспечивает достижение значения
Р4(с2). Объем средств, поступивших от выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и оказания научно-технических услуг по договорам с организациями реального сектора экономики и за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов, в расчете на одного НПР.обеспечивает достижение значения
Р5(с2). Доля обучающихся по образовательным программам высшего образования по договорам о целевом обучении в общей численности обучающихся по образовательным программам высшего образованияобеспечивает достижение значения
Р6(с2). Доля обучающихся по образовательным программам высшего образования, прибывших из других субъектов Российской Федерацииобеспечивает достижение значения
Р7(с2). Доля иностранных граждан и лиц без гражданства, обучающихся по образовательным программам высшего образования в общей численности обучающихся по образовательным программам высшего образованияобеспечивает достижение значения
Р8(с2). Объем доходов от результатов интеллектуальной деятельности, права на использование которых были переданы по лицензионному договору (соглашению), договору об отчуждении исключительного права, в расчете на одного НПРобеспечивает достижение значения