Удмуртия в глобальном культурном пространстве
Цель стратегического проекта
Сохранение и развитие удмуртского языка и традиционной культуры, повышение привлекательности Удмуртии в глобальном культурно-экономическом пространстве.
Задачи стратегического проекта
- научная систематизация природного и историко-культурного наследия Удмуртии для сопровождения проектов в сфере культуры и туризма, способствующих погружению жителей и гостей республики в аутентичную этнокультурную среду;
- разработка технологий сохранения, популяризации и продвижения удмуртского языка и культурного наследия Удмуртии;
- развитие системы подготовки кадров в области удмуртской филологии, туризма, культуры и искусства, имеющих цифровые компетенции;
- содействие продвижению Удмуртии в глобальном мире на основе брендирования товаров и территорий.
Ожидаемые результаты стратегических проектов
Достижение целевой модели: увеличение численности лиц, обученных удмуртскому языку в системе ВО и ДПО, в 1,5 раза по сравнению с 2020 годом (до 1500 человек ежегодно); рост числа обучающихся в области удмуртской филологии, традиционной культуры, туризма – до 2000 чел. в год; увеличение количества студентов из других регионов и стран в 2 раза (до 40 чел.); рост доходов от ДПО до 2 млн. в год, объемов НИОКР до 5 млн. в год, доходов от РИД до 1 млн. руб. в год.
Продвижение Удмуртии в глобальном мире: рост количества ЭОР в сфере удмуртской филологии, традиционной культуры, туризма в 3 раза (до 100 ед.); рост числа обращений к цифровым ресурсам в 3 раза (до 300 тыс. в год); брендинг территорий УР для развития туризма – до 3 ед. в год; содействие продвижению продукции предприятий УР за счет разработки упаковки и рекламы с использованием брендов традиционной культуры – до 10 ед. в год; содействие росту числа туристов в УР к 2030 г. до 1 млн. чел. в год.
Описание стратегического проекта
Цель и задачи стратегического проекта «Удмуртия в глобальном культурном пространстве» определены национальной целью «Возможности для самореализации и развития талантов», Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегией государственной культурной политики (ГКП) на период до 2030 года, Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 год, Государственной программой Удмуртской Республики «Этносоциальное развитие и гармонизация межэтнических отношений»; Законом УР «О государственных языках Удмуртской Республики и иных языках народов Удмуртской Республики», проектом Стратегии развития Удмуртской Республики до 2030 года, Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года.
Проект объединяет четыре тематических подпроекта: «Удмуртский язык и культура в цифровом мире», «Сохранение и интеграция традиционной художественной культуры», «Технология, наука, кадры для развития туризма УР («ТНКтур18»)», «Брендинг товаров и туристских объектов с применением традиционной символики».
В рамках проекта «Удмуртский язык и культура в цифровом мире» планируется проведение мероприятий с уникальными результатами: 1) открытие ООП «IT-технологии в филологии» (2022); 2) организация Центра цифровых компетенции по удмуртскому языку и культуре (2022), обеспечивающего: а) разработку базы данных по удмуртскому фольклору, диалектологии и топонимике (3 цифровых сервиса «ЭТНОволонтер» (2023, 2024, 2026); б) создание и реализация системы онлайн- проверки правописания на удмуртском языке (1 ед., 2027); в) создание единого образовательного портала для уровней образования от дошкольного до высшего по удмуртскому языку, краеведению и традиционной культуре, развивающих детских игр на удмуртском языке по удмуртской литературе, естественным наукам, традиционной культуре (2 геймифицированных онлайн-платформы с модулями тестирования, рекомендаций образовательного контента и др. 2027, 2029); г) подготовку 3 научных и справочных изданий по удмуртскому языку, фольклору и литературе в электронном формате (2021, 2022, 2024); д); обустройство этнокультурных объектов на территории УР (20 ед., до 2030 г. ежегодно по 2 ед. – специальная часть).
В рамках проекта «Сохранение и интеграция традиционной художественной культуры» планируется следующее: 1) создание «Университета традиционной культуры» (специальная часть, 2027); 2) написание энциклопедии «Декоративно-прикладное искусство и традиционные ремесла Удмуртской Республики» (совместно с ИИЯЛ УрО РАН, отделом ДПИ Республиканского дома народного творчества) (2026; 3) организация 3 международных учебных и научных экспедиций по изучению культурно-природных объектов УР, по сбору фольклорно-диалектологических материалов по удмуртскому языку, изучению по сбору музыкального фольклора и изучению традиций и обрядов народов, проживающих на территории УР (2026, 2028, 2030); 4) проведение научной экспертизы объектов нематериальной культуры и составление реестра (2027); 5) создание регионального электронного депозитария объектов материальной и нематериальной культуры (на русском, удмуртском и английском языках) (1 ед., 2025, специальная часть); 6) формирование системы непрерывного образования в области традиционной культуры (7 программ ДПО, 1 ежегодно, 2024-2030).
Для решения задач по повышению привлекательности Удмуртии в экономико-культурном пространстве планируется проект «Технологии, наука, кадры для развития туризма в УР» («ТНКтур18)», включающий следующие мероприятия: 1) формирование и функционирование лаборатории («Виртуальные технологии в туризме») (2022); 2) создание портала «Турстарт» с функциями информационного и консалтингового сопровождения студенческих стартапов, проведения бизнес-акселераторов и т.п. (2023); 3) разработка цифровых продуктов для сопровождения и продвижения туристских маршрутов и иных проектов в сфере туризма (аудио-, видеогиды, виртуальные экскурсии и т.п.) (не менее 10 ед. в год, 2026-2030 гг.- специальная часть); 4) создание волонтерской краудсорсинговой платформы «UdmFriend» (2024), 5) создание туристской ГИС в виде web-сервиса (геопортала), интерактивной карты и мобильного приложения (2025, специальная часть); 6) разработка проекта инновационного парка виртуальных развлечений «VR Park Kalashnikov» (2028, специальная часть); 7) проведение исследований с целью научного обоснования государственных и муниципальных концепций, стратегий, программ, проектов, внутрирегиональных и межрегиональных туристских маршрутов (ежегодно; 2021 - Концепция продвижения туристского имиджа УР и регионального турпродукта): 8) разработка проектов двух туристско-рекреационных кластеров (2022, 2023 – специальная часть) 9) разработка туристских маршрутов этноэкологической тематики (ежегодно, 2025-2030), не менее 2 в год). 10) разработка и внедрение полиязычной магистерской ООП по направлению «Туризм» (2023); 11) разработка и внедрение программ ДПО в сфере туризма (не менее 1 ед. в год, 2022-2030 гг.);
В рамках проекта «Брендинг товаров и туристских объектов с применением традиционной символики» планируется: 1) создание студенческого проектного бюро (2022); 2) создание РИД для креативных индустрий по продвижению товаров предприятий УР с использованием брендов традиционной культуры (не менее 2 ед. в год в период 2025-2030); 3) разработка упаковки и рекламы с использованием брендов традиционной культуры для продвижения продукции предприятий УР (до 10 ед. в год, 2022-2030) 4) брендинг территорий УР с целью развития туризма (до 3 ед. в год, 2025-2030, специальная часть). Партнеры проекта перечислены в разделе 4.
Финансирование проекта из всех источников планируется в размере до 35 млн. руб. в год, в т.ч. за счет базовой части гранта – 10 млн. руб. в год.
Влияние проекта на показатели, необходимые для достижения показателей эффективности реализации программы развития (Базовая часть) | |
Р1(б). Объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в расчете на одного научно-педагогического работника | обеспечивает достижение значения |
Р2(б). Доля работников в возрасте до 39 лет в общей численности профессорско-преподавательского состава | не оказывает влияния |
Р3(б). Доля обучающихся по образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры по очной форме обучения получивших на бесплатной основе дополнительную квалификацию, в общей численности обучающихся по образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры по очной форме обучения | определяет значение |
Р4(б). Доходы университета из средств от приносящей доход деятельности в расчете на одного НПР | обеспечивает достижение значения |
Р5(б). Количество обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) образовательным программам высшего образования, получение профессиональных компетенций по которым связано с формированием цифровых навыков использования и освоения новых цифровых технологий, в том числе по образовательным программам, разработанным с учетом рекомендуемых опорным образовательным центром по направлениям цифровой экономики к тиражированию актуализированным основным образовательным программам с цифровой составляющей (очная форма) | обеспечивает достижение значения |
Р6(б). Объем затрат на научные исследования и разработки из собственных средств университета в расчете на одного НПР | обеспечивает достижение значения |
Влияние проекта на показатели, необходимые для достижения показателей эффективности реализации программ развития университетов, получающих специальную часть гранта по направлению «Территориальное и (или) отраслевое лидерство» | |
Р1(с2). Количество индексируемых в базе данных Web of Science Core Collection публикаций за последние три полных года, в расчете на одного научно-педагогического работника | обеспечивает достижение значения |
Р2(с2). Количество индексируемых в базе данных Scopus публикаций типов «Article», «Review» за последние три полных года, в расчете на одного НПР | обеспечивает достижение значения |
Р3(с2). Объем доходов от реализации дополнительных профессиональных программ и основных программ профессионального обучения в расчете на одного НПР | обеспечивает достижение значения |
Р4(с2). Объем средств, поступивших от выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и оказания научно-технических услуг по договорам с организациями реального сектора экономики и за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов, в расчете на одного НПР. | обеспечивает достижение значения |
Р5(с2). Доля обучающихся по образовательным программам высшего образования по договорам о целевом обучении в общей численности обучающихся по образовательным программам высшего образования | обеспечивает достижение значения |
Р6(с2). Доля обучающихся по образовательным программам высшего образования, прибывших из других субъектов Российской Федерации | определяет значение |
Р7(с2). Доля иностранных граждан и лиц без гражданства, обучающихся по образовательным программам высшего образования в общей численности обучающихся по образовательным программам высшего образования | определяет значение |
Р8(с2). Объем доходов от результатов интеллектуальной деятельности, права на использование которых были переданы по лицензионному договору (соглашению), договору об отчуждении исключительного права, в расчете на одного НПР | обеспечивает достижение значения |