Интеллектуальный капитал устойчивого развития региона
Цель стратегического проекта
Формирование кадрового и научно-технического потенциала для обеспечения устойчивого социально-экономического развития Удмуртской Республики в условиях цифровой трансформации региона.
Задачи стратегического проекта
Создание механизма закрепления талантливой молодежи в регионе; развитие системы непрерывной опережающей подготовки кадров, востребованных в цифровой экономике; внедрение новой модели подготовки педагогов для «цифрового поколения»; развитие лидерского потенциала молодежи УР; формирование эффективной системы обеспечения трудоустройства молодых специалистов в базовых отраслях экономики и социальной сферы региона, на высокотехнологичных предприятиях и в научных организациях, в т.ч. иностранных граждан; создание инновационного пояса вуза, платформы технологического и социального молодежного предпринимательства.
Ожидаемые результаты стратегических проектов
Уменьшение оттока выпускников школ из УР на 30%; увеличение выпуска специалистов по приоритетным отраслям экономики в 1,5 раза (не менее 3000 чел.); охват обучением и сертификацией по цифровым компетенциям не менее 50% педагогов региона; повышение доли выпускников, трудоустроенных в регионе, до 70%; не менее 3 внедренных технологических студенческих стартапов в год; увеличение доли студенческой молодежи, участвующей в добровольческой деятельности с 7% до 15%; обучение не менее 3000 волонтеров ежегодно; развитие 9 новых направлений наставничества. Доведение контингента студентов очной формы до 8700 чел.; увеличение количества обучающихся на программах ДПО в 3 раза (не менее 11500 в год); увеличение доходов от программ ДПО и ПО до 70 млн. руб. в год; увеличение доли иностранных обучающихся до 12%; доли трудоустроенных иностранных выпускников (не менее 5%), доли обучающихся из-за пределов региона до 31%; 100% обучающихся имеют возможность освоить не менее 10% от общей трудоемкости ОП в виде ИОТ; доля студентов целевого обучения – 25%.
Описание стратегического проекта
В проекте «Интеллектуальный капитал устойчивого развития региона» предполагается реализация 9 подпроектов:
«Интеграция талантов»: привлечение выпускников для продолжения образования и занятости на территории региона. Будут созданы: цифровая платформа «Удмуртия: точки притяжения» для формирования привлекательных траекторий карьеры в регионе (2024); 10 программ ДО детей и молодёжи (2 ОП в год, 2022-2026); цифровой сервис «Образовательный гид школьника» (2025). «Цифровая экосистема опережающей подготовки кадров»: формирование портфеля актуальных образовательных программ на основе востребованных топ-профессий региона в соответствии с региональным стандартом кадрового обеспечения промышленного роста УР. Будут созданы: не менее 15 программ массовой подготовки на основе формирования мягких навыков (3 ОП в год, 2022-2025); 20 программ подготовки кадров для базовых отраслей экономики (2 программы в год, 2021-2030); не менее 10 программ подготовки кадров для научного сектора (1 программа в год, 2021-2029); 5 программ обучения лидерских кадров (1 программа в год, 2022-2026); цифровая библиотека отраслевых кейсов проблемно-ориентированных задач на базе сервисов открытой платформы «Россия – страна возможностей» (2024). «Инновационная модель непрерывного обучения»: создание регионального центра - «хаба» организаций дополнительного профессионального образования ПФО и УФО (2023), банка опережающих программ ДПО, включающего не менее 1000 программ ДПО и ПО (2026); создание региональной системы независимой оценки качества программ ДПО (2024). «Региональная платформа подготовки и сертификации педагогов цифрового поколения»: подготовка педкадров с цифровыми педагогическими компетенциями. Планируется создание междисциплинарной учебно-научной лаборатории «Образовательная мехатроника» (2024); научно-методического STEAM-ДПО центра на базе «Точки кипения» УдГУ (2025); виртуальной лаборатории «Педагогического лидерства» (2024); виртуального лабораторного комплекса «VRLab`s» (2026); 15 ОП для подготовки педагогов, не имеющих аналогов в регионе (3 ОП в год, 2022-2026); платформы подготовки и сертификации педагога цифрового поколения (2025). «Платформа молодежного технологического и социального предпринимательства»: координация деятельности вузовских и региональных институтов поддержки инноваций с целью развития предпринимательства в регионе, коммерциализации студенческих разработок: запуск программы «Стартап как диплом» (2022); создание программы акселерации студенческих бизнес-проектов (2022); стартап-студии (2023); запуск магистратуры по технологическому предпринимательству (2024). «Содействие трудоустройству в регионе» - обеспечение трудоустройства выпускников вузов УР через создание информационной базы кадрового резерва на базе Республиканского центра содействия занятости студентов УдГУ (2025): мобильный сервис «Образование и карьера» на основе предиктивной аналитики (2026). «Молодежное лидерство»: содействие самореализации обучающихся: развитие студенческого самоуправления и молодежного лидерства путем вовлечения молодежи в социально значимые проекты. Будут созданы: ресурсный центр обучения и поддержки студенческого волонтерства и наставничества «Обучение через служение» (2023), информационная система «Мобильный волонтер» (2025), 10 ОП в сфере волонтерства и наставничества (2 ОП в год, 2022-2026). «Система привлечения и трудоустройства иностранных обучающихся» (специальная часть): рекрутинг иностранных абитуриентов - довузовская программа «Профессиональные пробы» (2023); межвузовский молодежный центр «Интервуз» (2024); создание сектора содействия трудоустройству иностранных выпускников вузов Удмуртии при РЦСЗС УдГУ (2025); создание межвузовского методического центра иноязычного образовательного контента для разработки курсов на иностранных языках в вузах региона (2023). «Развитие сотрудничества с ведущими российскими и зарубежными научными и образовательными организациями, в т.ч. входящими в ТОП-500 мировых рейтингов» (специальная часть) - разработка не менее 35 основных и дополнительных ОП в сетевой форме, в т.ч. двойных дипломов (4 ОП в год, 2022-2030); разработка 2 программ внутрироссийской и международной академической мобильности НПР и обучающихся (2023, 2025).
Обоснованность целей проекта обеспечена имеющимся заделом, а также наличием партнеров (в т.ч. предоставляющих софинансирование) (раздел 4). Финансирование проекта из всех источников планируется в размере до 70 млн. руб. в год, в т.ч. за счет базовой части гранта – 20 млн. руб. в год.
Влияние проекта на показатели, необходимые для достижения показателей эффективности реализации программы развития (Базовая часть) | |
Р1(б). Объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в расчете на одного научно-педагогического работника | обеспечивает достижение значения |
Р2(б). Доля работников в возрасте до 39 лет в общей численности профессорско-преподавательского состава | определяет значение |
Р3(б). Доля обучающихся по образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры по очной форме обучения получивших на бесплатной основе дополнительную квалификацию, в общей численности обучающихся по образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры по очной форме обучения | определяет значение |
Р4(б). Доходы университета из средств от приносящей доход деятельности в расчете на одного НПР | определяет значение |
Р5(б). Количество обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) образовательным программам высшего образования, получение профессиональных компетенций по которым связано с формированием цифровых навыков использования и освоения новых цифровых технологий, в том числе по образовательным программам, разработанным с учетом рекомендуемых опорным образовательным центром по направлениям цифровой экономики к тиражированию актуализированным основным образовательным программам с цифровой составляющей (очная форма) | определяет значение |
Р6(б). Объем затрат на научные исследования и разработки из собственных средств университета в расчете на одного НПР | обеспечивает достижение значения |
Влияние проекта на показатели, необходимые для достижения показателей эффективности реализации программ развития университетов, получающих специальную часть гранта по направлению «Территориальное и (или) отраслевое лидерство» | |
Р1(с2). Количество индексируемых в базе данных Web of Science Core Collection публикаций за последние три полных года, в расчете на одного научно-педагогического работника | не оказывает влияния |
Р2(с2). Количество индексируемых в базе данных Scopus публикаций типов «Article», «Review» за последние три полных года, в расчете на одного НПР | не оказывает влияния |
Р3(с2). Объем доходов от реализации дополнительных профессиональных программ и основных программ профессионального обучения в расчете на одного НПР | определяет значение |
Р4(с2). Объем средств, поступивших от выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и оказания научно-технических услуг по договорам с организациями реального сектора экономики и за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов, в расчете на одного НПР | обеспечивает достижение значения |
Р5(с2). Доля обучающихся по образовательным программам высшего образования по договорам о целевом обучении в общей численности обучающихся по образовательным программам высшего образования | определяет значение |
Р6(с2). Доля обучающихся по образовательным программам высшего образования, прибывших из других субъектов Российской Федерации | определяет значение |
Р7(с2). Доля иностранных граждан и лиц без гражданства, обучающихся по образовательным программам высшего образования в общей численности обучающихся по образовательным программам высшего образования | определяет значение |
Р8(с2). Объем доходов от результатов интеллектуальной деятельности, права на использование которых были переданы по лицензионному договору (соглашению), договору об отчуждении исключительного права, в расчете на одного НПР | обеспечивает достижение значения |