СлабовидящимСлабовидящим

Интеллектуальный капитал устойчивого развития региона

Цель стратегического проекта

Формирование кадрового и научно-технического потенциала для обеспечения устойчивого социально-экономического развития Удмуртской Республики в условиях цифровой трансформации региона.

Задачи стратегического проекта

Создание механизма закрепления талантливой молодежи в регионе; развитие системы непрерывной опережающей подготовки кадров, востребованных в цифровой экономике; внедрение новой модели подготовки педагогов для «цифрового поколения»; развитие лидерского потенциала молодежи УР; формирование эффективной системы обеспечения трудоустройства молодых специалистов в базовых отраслях экономики и социальной сферы региона, на высокотехнологичных предприятиях и в научных организациях, в т.ч. иностранных граждан; создание инновационного пояса вуза, платформы технологического и социального молодежного предпринимательства.

Ожидаемые результаты стратегических проектов

Уменьшение оттока выпускников школ из УР на 30%; увеличение выпуска специалистов по приоритетным отраслям экономики в 1,5 раза (не менее 3000 чел.); охват обучением и сертификацией по цифровым компетенциям не менее 50% педагогов региона; повышение доли выпускников, трудоустроенных в регионе, до 70%; не менее 3 внедренных технологических студенческих стартапов в год; увеличение доли студенческой молодежи, участвующей в добровольческой деятельности с 7% до 15%; обучение не менее 3000 волонтеров ежегодно; развитие 9 новых направлений наставничества. Доведение контингента студентов очной формы до 8700 чел.; увеличение количества обучающихся на программах ДПО в 3 раза (не менее 11500 в год); увеличение доходов от программ ДПО и ПО до 70 млн. руб. в год; увеличение доли иностранных обучающихся до 12%; доли трудоустроенных иностранных выпускников (не менее 5%), доли обучающихся из-за пределов региона до 31%; 100% обучающихся имеют возможность освоить не менее 10% от общей трудоемкости ОП в виде ИОТ; доля студентов целевого обучения – 25%.

Описание стратегического проекта

В проекте «Интеллектуальный капитал устойчивого развития региона» предполагается реализация 9 подпроектов:

«Интеграция талантов»: привлечение выпускников для продолжения образования и занятости на территории региона. Будут созданы: цифровая платформа «Удмуртия: точки притяжения» для формирования привлекательных траекторий карьеры в регионе (2024); 10 программ ДО детей и молодёжи (2 ОП в год, 2022-2026); цифровой сервис «Образовательный гид школьника» (2025). «Цифровая экосистема опережающей подготовки кадров»: формирование портфеля актуальных образовательных программ на основе востребованных топ-профессий региона в соответствии с региональным стандартом кадрового обеспечения промышленного роста УР. Будут созданы: не менее 15 программ массовой подготовки на основе формирования мягких навыков (3 ОП в год, 2022-2025); 20 программ подготовки кадров для базовых отраслей экономики (2 программы в год, 2021-2030); не менее 10 программ подготовки кадров для научного сектора (1 программа в год, 2021-2029); 5 программ обучения лидерских кадров (1 программа в год, 2022-2026); цифровая библиотека отраслевых кейсов проблемно-ориентированных задач на базе сервисов открытой платформы «Россия – страна возможностей» (2024). «Инновационная модель непрерывного обучения»: создание регионального центра - «хаба» организаций дополнительного профессионального образования ПФО и УФО (2023), банка опережающих программ ДПО, включающего не менее 1000 программ ДПО и ПО (2026); создание региональной системы независимой оценки качества программ ДПО (2024). «Региональная платформа подготовки и сертификации педагогов цифрового поколения»: подготовка педкадров с цифровыми педагогическими компетенциями. Планируется создание междисциплинарной учебно-научной лаборатории «Образовательная мехатроника» (2024); научно-методического STEAM-ДПО центра на базе «Точки кипения» УдГУ (2025); виртуальной лаборатории «Педагогического лидерства» (2024); виртуального лабораторного комплекса «VRLab`s» (2026); 15 ОП для подготовки педагогов, не имеющих аналогов в регионе (3 ОП в год, 2022-2026); платформы подготовки и сертификации педагога цифрового поколения (2025). «Платформа молодежного технологического и социального предпринимательства»: координация деятельности вузовских и региональных институтов поддержки инноваций с целью развития предпринимательства в регионе, коммерциализации студенческих разработок: запуск программы «Стартап как диплом» (2022); создание программы акселерации студенческих бизнес-проектов (2022); стартап-студии (2023); запуск магистратуры по технологическому предпринимательству (2024). «Содействие трудоустройству в регионе» - обеспечение трудоустройства выпускников вузов УР через создание информационной базы кадрового резерва на базе Республиканского центра содействия занятости студентов УдГУ (2025): мобильный сервис «Образование и карьера» на основе предиктивной аналитики (2026). «Молодежное лидерство»: содействие самореализации обучающихся: развитие студенческого самоуправления и молодежного лидерства путем вовлечения молодежи в социально значимые проекты. Будут созданы: ресурсный центр обучения и поддержки студенческого волонтерства и наставничества «Обучение через служение» (2023), информационная система «Мобильный волонтер» (2025), 10 ОП в сфере волонтерства и наставничества (2 ОП в год, 2022-2026). «Система привлечения и трудоустройства иностранных обучающихся» (специальная часть): рекрутинг иностранных абитуриентов - довузовская программа «Профессиональные пробы» (2023); межвузовский молодежный центр «Интервуз» (2024); создание сектора содействия трудоустройству иностранных выпускников вузов Удмуртии при РЦСЗС УдГУ (2025); создание межвузовского методического центра иноязычного образовательного контента для разработки курсов на иностранных языках в вузах региона (2023). «Развитие сотрудничества с ведущими российскими и зарубежными научными и образовательными организациями, в т.ч. входящими в ТОП-500 мировых рейтингов» (специальная часть) - разработка не менее 35 основных и дополнительных ОП в сетевой форме, в т.ч. двойных дипломов (4 ОП в год, 2022-2030); разработка 2 программ внутрироссийской и международной академической мобильности НПР и обучающихся (2023, 2025).

Обоснованность целей проекта обеспечена имеющимся заделом, а также наличием партнеров (в т.ч. предоставляющих софинансирование) (раздел 4). Финансирование проекта из всех источников планируется в размере до 70 млн. руб. в год, в т.ч. за счет базовой части гранта – 20 млн. руб. в год.

Интеллектуальный капитал устойчивого развития региона

Влияние проекта на показатели, необходимые для достижения показателей эффективности реализации программы развития (Базовая часть)

Р1(б). Объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в расчете на одного научно-педагогического работникаобеспечивает достижение значения
Р2(б). Доля работников в возрасте до 39 лет в общей численности профессорско-преподавательского составаопределяет значение
Р3(б). Доля обучающихся по образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры по очной форме обучения получивших на бесплатной основе дополнительную квалификацию, в общей численности обучающихся по образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры по очной форме обученияопределяет значение
Р4(б). Доходы университета из средств от приносящей доход деятельности в расчете на одного НПРопределяет значение
Р5(б). Количество обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) образовательным программам высшего образования, получение профессиональных компетенций по которым связано с формированием цифровых навыков использования и освоения новых цифровых технологий, в том числе по образовательным программам, разработанным с учетом рекомендуемых опорным образовательным центром по направлениям цифровой экономики к тиражированию актуализированным основным образовательным программам с цифровой составляющей (очная форма)определяет значение
Р6(б). Объем затрат на научные исследования и разработки из собственных средств университета в расчете на одного НПРобеспечивает достижение значения

Влияние проекта на показатели, необходимые для достижения показателей эффективности реализации программ развития университетов, получающих специальную часть гранта по направлению «Территориальное и (или) отраслевое лидерство»

Р1(с2). Количество индексируемых в базе данных Web of Science Core Collection публикаций за последние три полных года, в расчете на одного научно-педагогического работникане оказывает влияния
Р2(с2). Количество индексируемых в базе данных Scopus публикаций типов «Article», «Review» за последние три полных года, в расчете на одного НПРне оказывает влияния
Р3(с2). Объем доходов от реализации дополнительных профессиональных программ и основных программ профессионального обучения в расчете на одного НПРопределяет значение
Р4(с2). Объем средств, поступивших от выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и оказания научно-технических услуг по договорам с организациями реального сектора экономики и за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов, в расчете на одного НПРобеспечивает достижение значения
Р5(с2). Доля обучающихся по образовательным программам высшего образования по договорам о целевом обучении в общей численности обучающихся по образовательным программам высшего образованияопределяет значение
Р6(с2). Доля обучающихся по образовательным программам высшего образования, прибывших из других субъектов Российской Федерацииопределяет значение
Р7(с2). Доля иностранных граждан и лиц без гражданства, обучающихся по образовательным программам высшего образования в общей численности обучающихся по образовательным программам высшего образованияопределяет значение
Р8(с2). Объем доходов от результатов интеллектуальной деятельности, права на использование которых были переданы по лицензионному договору (соглашению), договору об отчуждении исключительного права, в расчете на одного НПРобеспечивает достижение значения